БЫТ И ТРАДИЦИИ
О внешности.
Почти все люди в племени примерно одного роста, среди них нет слишком высоких или низких, редко встречаются тощие (в основном это невольные) и абсолютно отсутствуют толстые. Основной вес составляет мышечная масса. Фигуры коренастые и угловатые, часто хорошо просматривается рельеф тела, хотя женщины всё же выглядят довольно изящными. Кожа светлая, встречаются оттенки от холодного бледного до слегка смуглого, у многих есть веснушки; волосы и глаза тёмных оттенков (чёрные/каштановые/тёмно-русые и смежных оттенков волосы; чёрные/карие/болотного цвета и близких к ним оттенков глаза), светлые цвета глаз и волос отсутствуют, однако крайне редко встречаются тёмно-рыжие волосы и тёмно-зелёные (-синие) глаза – в народе считается, что таких людей отметили духи и их ждёт велика судьба; глаза большие (азиатский разрез глаз отсутствует). Кожа на ладонях и ступнях грубая.
Волосы люди племени традиционно остригают крайне редко, отпуская длину примерно по пояс (как женщины, так и мужчины), хотя у юношей короткие волосы, а также выбривание участков волос можно увидеть достаточно часто.
В тёплое время носят свободную одежду из грубой льняной ткани, иногда окрашенной природными красителями. Используются в одежде также грубо выделанная кожа и, в холода, меховые накидки. Обувь, которая обычно носится зимой, простейшая– шкура животного, перевязанная верёвкой. Популярны медные украшения в виде браслетов, подвески из камней или зубов зверей.
Раскраску белого, чёрного или кирпично-красного цветов (красителем выступают мел, уголь и красный песок) в повседневной жизни могут носить только высокопоставленные личности (от Чернотравницы и выше), причём сложность узора возрастает с повышением должности. Остальные члены племени имеют право носить лишь простую боевую раскраску на лице во время войны.
Перья различных птиц в качестве украшения могут носить те, кто в иерархии племени находится на должности старшего воина и выше, количество перьев растёт пропорционально важности человека. Вождь носит массивный головной убор с длинным шлейфом украшенным перьями как показатель своего статуса.
Разрешение сделать татуировку (обычно она имеет тёмно-коричневый цвет после смывания) получают за особые заслуги перед племенем, которые выделяет лично Вождь. Татуировка делается при помощи плоской палки с шипами на конце и угля. Этот процесс достаточно болезненный, поэтому большие татуировки не делаются.
Об именах.
При рождении каждому ребёнку даёт имя именно его мать или, в случае смерти матери во время родов, женщина, первая взявшая новорождённого в руки. Обычно имя имеет какое-либо особое значение (как пример можно взять древнеегипетские, кельтские и индейские мена).
Как только человек становится младшим воином, к его имени прибавляется первый титул (обычно им является прилагательное), которое описывает какое-либо качество, присущее этому человеку (Быстрая, Сильный и пр.). С этого момента член племени считается взрослым, ему можно заводить семью, он становится полноценной частью племени. Имя с титулом, состоящим из двух и более слов (Восходящая Звезда, Говорящий С Облаками и пр.), позволено иметь тем, кто занимает должность старшего воина и выше, при этом старый титул обычно убирается.
Об обряде посвящения восходящих в младшие воины.
Обряд проводится исключительно в полнолуние для юношей и девушек, достигших возраста 16-ти лет и прошедших обучение.
На закате все собираются возле ритуального костра, Друид распевает традиционную песню, многие присутствующие подхватывают его пение, а юноши и девушки бьют себя плетями, стоя вокруг костра, чтобы получить благосклонность духов. Как только полная луна достигает зенита, восходящие омываются в ближайшем водоёме и отправляются на охоту по одиночке или небольшими группами, им запрещено возвращаться в поселение о тех пор, пока не будет поймана дичь для племени. Вернувшись с добычей, участники дают друг другу их первые титулы, после чего Вождь объявляет их воинами.
Об уровне развития.
Уровень развития племени примерно соответствует уровню цивилизации Майя в период около 400 года до н. э. — 250 года н. э.
Изобретена письменность (клинопись); люди умеют добывать огонь, грубо обрабатывать лён и шкуры животных, непрочные драгоценные камни, могут выплавлять медь и бронзу, из которых изготавливаются наконечники для стрел и копий, лезвия кинжалов, орудия труда (нож, топор, серп, мотыга) и украшения; источники света в тёмное время суток – факелы; традиционные жилища – вигвамы, в центре поселения стоит жилище Вождя, его жены и первой дочери, одновременно являющееся местом собраний, которое больше напоминает просторную юрту; изготавливаются каноэ, удочки, сети из грубой верёвки.
О традициях.
Люди называют себя просто Племенем или Семьёй, не используя каких-либо посторонних слов.
Особую роль в традиционной жизни племени играют символизм и песни. Символизм проявляется в традиционных приветствиях, прощаниях и поговорках. Песни исполняются по любому поводу: бракосочетание, похороны, рождение, подходящее для песни настроение, во время охоты, перед трапезой.
Ухаживая за девушкой, юноша обычно дарит ей цветы и украшения, показывает свою силу в тренировочных боях с ровесниками, а, чтобы взять её в жёны, должен получить согласие её родителей или, при отсутствии таковых, благословение Совета Старцев. Обряд бракосочетания проводит друид. Жених должен сначала построить жилище для своей будущей семьи, после чего молодые и их ближайшие родственники собираются на берегу ближайшего водоёма, юноша и девушка обмениваются клятвами, пока Друид и остальные присутствующие напевают ритуальный мотив.
Она: «Я люблю тебя. Ты мой лучший друг. Сегодня я выхожу за тебя замуж. Я обещаю поощрять и вдохновлять тебя, смеяться вместе с тобой и утешать тебя в печали».
Он: «Я обещаю любить тебя в хорошие времена и плохие, когда жизнь кажется легкой и когда жизнь кажется тяжелой, когда наши отношения будут легкими когда у нас будут возникать сложности. Я обещаю беречь тебя и всегда глубоко чтить тебя. Все это я обещаю сегодня и во все дни нашей совместной жизни».
Затем муж и жена с головой погружаются в воду, а все присутствовавшие расходятся.
Племя не считает смерть человека окончанием его пути. Похороны проводит Чернотравница, она омывает тело умершего и смазывает его душистыми травами. На похоронах также присутствуют только родственники. Мертвец укладывается на доски, которые поджигаются. Процесс сожжения сопровождается печальной песней, которая призвана помочь душе человека переродится в теле волка.
Традиционные приветствия:
«Я тебя вижу, <полное имя>.» – официальное.
«Энпету» (день); «Хэн-йэту» (ночь); «Хау» (привет); «Хтайети Вэсти» (добрый вечер) – неофициальные.
Влюблённые трутся носами в знак приветствия.
Близкие родственники здороваются, прижимаясь друг к другу щеками.
Традиционные прощания:
«Да прибудут с тобой духи»;
«Вэнэги Тэсэка» (Тропа Духов);
«Нунвэ» (да будет так).
О законах.
1. Решение Вождя и собрания племени – закон.
2. Ослушавшийся слова Вождя понесёт наказание, которое выносит сам Вождь.
3. Женщина, нарушившая закон, искупает вину кровью.
4. Запрещается серьёзно ранить соплеменника, поднимать руку на неприкосновенных членов племени, подставлять племя под угрозу, бросать соплеменника в опасности. Наказание – изгнание или рабство (для мужчин), кровопускание и шрамирование (для женщин).
5. Умышленное убийство соплеменника или волка карается смертью.
6. Каждый в племени должен выполнять свои обязанности, наказание за невыполнение выносит Совет Старцев.
Собрание племени – мероприятие, на котором обсуждаются и выносятся на голосование важнейшие внутриплеменные и внешнеполитические вопросы, имеет высшую законодательную и судебную власть. В собрании участвуют почти все члены племени, проводится по усмотрению и инициативе вышестоящих (Совет Старцев, Дочь Вождя, Верховная Мать, Вождь).